Проблемы государственной службы и пути их решения

Проблемы государственной службы и пути их решения

Главная функция государственной службы, и в этом ее суть, — служить обществу, обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других.

Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих, устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе.

В Федеральном Законе №79 закрепляются основные принципы гражданской службы.

Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с поступлением на гражданскую службу и прохождением гражданской службы. Его нормы исходные для всех иных законов и других нормативных актов, как федеральных, так и субъектов РФ. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации гражданской службы в РФ, должны учитываться законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативно-правовых актов о гражданской службе.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы, а гражданские служащие должны руководствоваться ими в своей работе.

В Законе установлены восемь принципов. В научных источниках называются и другие принципы. Однако, не будучи зафиксированными в тексте Закона, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений гражданской службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.

Пройдя через государственную волю и получив свое выражение в Законе, установленные принципы имеют общеобязательную силу. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы и в своей совокупности определяют функционирование и тенденции развития гражданской службы. Между тем каждый из них отражает строго определенную закономерность в организации гражданской службы и деятельности гражданских служащих.

Но везде есть свои недостатки. Я приведу пример одного из них и возможные пути решения.

Главный и основной недостаток, по моему мнению, в нынешней системе государственной службы можно считать коррупцию в органах власти.

Уровень коррупции в системе государственной службы в последние годы возрос настолько, что приобрел политический характер и стал весьма серьезной угрозой национальной безопасности.

Коррупция наряду с бюрократизмом при сочетании с низким уровнем нравственности многих представителей государственного аппарата деформирует, по сути, провозглашаемую государственную политику и законодательную базу государственной службы. Низкое качество организации деятельности административных органов, сложившийся в них социально-психологический микроклимат, стиль функционирования, круговая порука и т.д. приводят к тому, что вместо пресечения коррупции такие органы сами называются высококоррумпированными.

В этой связи вполне обоснованно то, что о проблеме коррупции говорится давно и много.

В настоящее время коррупция бросает вызов государству, которое уже не может бездействовать и просто созерцать, как коррупция захватывает все новые и новые рубежи.

Однако представляется очевидным, что для эффективной деятельности по противодействию коррупции в системе государственной службы РФ в настоящее время необходимо определить причины возникновения и развития коррупции.

Причины коррупции в системе государственной службы РФ весьма разнообразны.

Представляется, что основные причины масштабной коррупции в системе государственной службы состоят в непоследовательности административных преобразований, а также зачастую в бессмысленном, непрерывном реформировании государственной службы:

— в неэффективности использования кадров в системе государственной службы;

— низком профессиональном уровне многих (в том числе высокопоставленных) государственных служащих:

— отсутствии четких гарантий

— персональной ответственности государственные служащих;

— неэффективности использования административных процедур, обусловленных режимом прохождения государственной службы.

Необходимо подчеркнуть, что зарубежные государства, которые добились положительных результатов в деле противодействия коррупции, на протяжении многих лет создавали соответствующие правовые средства для этого. Как правило, успех в деле противодействия коррупции достигается при комплексном применении различных правовых средств, таких как конституционные, международно-правовые, уголовно-правовые, информационные и др. Иначе говоря, антикоррупционные предписания должны содержаться в законодательстве различной отраслевой принадлежности, а использование всей совокупности правовых средств вносит существенный вклад дело противодействия коррупции в системе государственной службы. Учитывая вышеизложенное, зарубежный опыт противодействия коррупции может и должен быть использован при создании комплекса правовых средств по противодействию ей.

Как уже утверждалось ранее, для эффективного противодействия коррупции в системе государственной службы РФ необходимо использовать всю совокупность правовых средств. Однако центральное место в этом механизме, как представляется, должно быть отведено именно административно-правовым средствам. Связано это с тем, что нормы административного права определяют режим осуществления государственной службы и публичного управления в целом. Ими определяется порядок предоставления публичных услуг гражданам и юридическим лицам, взаимоотношения различных субъектов в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести:

1) административные запреты, связанные с режимом государственной службы;

2) средства урегулирования конфликта интересов на государственной службе;

3) четкий должностной регламент государственного служащего;

4) конкурсное замещение должности государственной службы;

5) установление и обязательное использование кадрового резерва в системе государственной службы;

6) обязательное установление альтернативы при выборе кандидатов при назначении на должность;

7) испытание при поступлении на государственную службу;

8) механизм согласования с подразделениями собственной безопасности кандидатур при назначении на ответственные должности государственной правоохранительной службы;

9) определение статуса должности государственной службы, которая связана с коррупционными угрозами;

10) социальные гарантии, связанные с режимом и статусом государственного служащего;

11) аттестация государственных служащих;

12) поощрения и награждения государственных служащих;

13) определение примерных этапов карьерного роста государственного служащего;

14) отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения «конфликта интересов»;

15) квалификационный экзамен;

16) режим служебной дисциплины на государственной службе;

17) административный контроль за служебной деятельностью государственных служащих;

18) налоговый контроль за имущественным положением государственного служащего и членов его семьи;

19) дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих;

20) механизм предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего;

21) оплата труда государственных служащих;

22) ротация кадров в системе государственной службы и др.

Однако усилий одной лишь публичной власти в деле противодействия коррупции будет недостаточно. В этой связи государству необходимо поддерживать институты гражданского общества, которые участвуют в мероприятиях по противодействию коррупции.

Целесообразно нормативно закрепить формы взаимодействия органов, призванных осуществлять противодействие коррупции, с институтами гражданского общества, сформировать административно-правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы РФ, а также, возможно, в ряде случаев стимулировать их деятельность посредством выплаты единовременного денежного вознаграждения.

Для того чтобы административно-правовые средства начали эффективно работать, необходимы их увязка между собой, а также комплексное применение. Следует отметить, что реализация административно-правовых средств должна быть последовательна во всей системе государственной службы, т.е. в системе гражданской, военной и правоохранительной службы одновременно. При этом, конечно, нужно учитывать специфику различных видов государственной службы. Но для всех видов государственной службы уместно установить общие административно-правовые средства противодействия коррупции. В частности, универсальным административно-правовым средством противодействия коррупции может быть механизм предоставления сведений о доходах и имуществе государственного гражданского служащего, военнослужащего, служащего правоохранительной службы, занимающих должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Специфика каждого из видов государственной службы, разумеется, потребует разработки и реализации специальных административно-правовых средств противодействия коррупции.

В заключение хотелось бы отметить, что в правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации именно сегодня назрела необходимость реализации всего нормативного, организационного и информационного потенциала. Только комплексное использование всех средств противодействия коррупции приведет к определенным успехам и сведет коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для личности, общества и государства.

Коментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *