Что означает фразеологизм шемякин суд

Что означает фразеологизм шемякин суд

Что такое — Шемякин суд?

В русской народной сказке описан некий суд между бедняком и богатым и называется эта сказка:

Шемякин суд

Есть «Повесть о Шемякином суде». Произведение 17 — начала 18 века. Там речь о двух братьях. Богатом и бедном. И вот бедному все время не везет. Богатый уже устал ему помогать. Однажды дал ему лошадь, а хомута не дал. (Свой нужно иметь). Ну брат привязал лошадь за хвост. Хвост по дороге и оторвался. Тогда брат потащил бедного к судье. По дороге остановились у попа. Бедный спать лег, а богатый с попом выпивать сели. Брат решил на них посмотреть, упал с печи и придавил насмерть поповского ребенка. Теперь к судье пошел и поп с братом. Бедный совсем загрустил и решил бросится с моста. А под мостом некий горожанин вез старика мыться в баню. Брат упал на старика и убил его. Теперь к судье отправился и третий, горожанин. Пришли к судье. Бедный брат совсем отчаялся. И чтобы хоть как-то пригрозить судье, что побьет его за неправедное решение, завернул камень в платок и во время слушания все время сверток показывал судье Шемяке. Судья решил, что там деньги и все три дела решил в пользу бедного брата. Ну,а когда спросил, что же там за сверток. брат рассказал, что «хотел сим камнем его зашибить». Судья и этому был рад, что не убили его камнем на этом заседании. Вот такой юмористический рассказ почти 400-летней давности. С тех пор и пошла молва о Шемякином суде. С тех пор все суды, когда дело решается за взятку или по корысти судьи называют Шемякиными.

Если хотят указать на пристрастность,несправедливость какого-нибудь суждения,критической оценки,то говорят «Разве это критика? Шемякин суд какой-то.»Подразумевается,что высказанное мнение не только несправедливо,но и нечестно,основано на корысти судившего.

Фразеологизм «Очки втирать» значение

Начнем с того, что слово очки происходит от слова око. А выражение очки втирать означает «надувать», «обманывать». Как же это очки втирают! Очень нелепо выглядела бы такая картина. Но речь идет вовсе не о тех очках, о которых все подумали.
Есть и другое значение слова очки: так называют красные и черные знаки на игральных картах.
Нечестные игроки, чтобы обмануть других, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно втереть очки, превра­тить шестерку в семерку или восьмерку, вклеивая нужное количество знаков особым липким белым порошком. Понятно, что втирать очки стало означать «обжуливать». Затем родилось особое слово очко­втирательство. Так стали говорить о ловкачах, умеющих приукра­сить свою работу, выдать плохое за хорошее.

Также можете почитать другую версию значения фразеологизма — «Втирать очки«

Фимиам — это что такое? Значение фразеологизма «курить фимиам»

Ход времени неумолим. Поэтому люди забывают значения слов, которые уже не так активно используются. Но иногда, например, на уроках русского языка требуют, чтобы ученик объяснил значения некоторых слов, которые на слух современного человека кажутся устаревшими. Сегодня ответим на вопрос, каков смысл слова «фимиам». Это что за вещество такое? Также неизбежно в орбиту статьи втянется значение фразеологизма «курить фимиам».

Фимиам и его курение

Естественно, опытные курильщики скажут, что нет такой марки табака, как «фимиам». И правильно, потому что это благовоние. Фимиам получается в результате сгорания ладана. Но не надо думать, что курить фимиам – это церковная прерогатива. Если не обращаться к метафорическому значению словосочетания, то практически получается: каждый сейчас может у себя в квартире услаждать свое обоняние благовониями, ибо ароматические палочки не только популярны, но и ассортимент их представлен широко. Кроме того, традиция использования благовоний связана не только христианством, но и с языческими богами, а также с правителями и царями, перед которыми, как водится, расточают не только запахи благовоний, но и похвалы. О профессиональном подхалимаже поговорим подробнее и узнаем, как связан фимиам (это благовоние) и лесть.

«Курить фимиам»

Это словосочетание означает «расточать несправедливую или чрезмерную похвалу человеку, который чаще всего этого не заслуживает». Вспомним историю: курили фимиам правителям и царям. И в те далекие времена люди мало что знали о демократических ценностях, поэтому голову можно было потерять просто и легко. Похвалы для правителя – это форма самосохранения. Теперь-то фразеологизм «курить фимиам», оторванный от той почвы, на которой он возник, толкуется однозначно: это незаслуженная лесть для человека. Сейчас нам, современным людям, легко презирать тех, кто курит фимиам, потому что мы воспитаны в другом обществе.

Моральный аспект проблемы. Вертикальные отношения «подчиненный – начальник»

Из вышеизложенного ясно: коллегам по работе вряд ли можно расточать похвалы. Фимиам – это «продукт», предназначенный для начальника. Если говорить отвлеченно, то хвалить, конечно, надо за дело, а просто так рассыпаться в комплиментах не стоит, и большинство людей поддерживают такую точку зрения. Но все меняется, когда речь заходит об отношениях с начальником на работе.

Кто-то из людей почти до физической тошноты не переносит лести, и если руководитель из таких – это большая удача и гарантия до того, что все будет по справедливости.

Есть другой тип начальника, который понимает: комплименты говорят, скорее, его статусу, чем его личности, но ему приятно все равно. О причинах такого поведения руководителя можно говорить долго, но это дела не касается, поэтому оставим комплексы вышестоящих в стороне.

Третий тип руководителя не понимает, что курящийся в его честь фимиам (значение слова мы уже разобрали) – это подделка.

Конечно, идеал руководителя – это первый тип начальника, который не переносит лесть на дух и все решает по справедливости, но часто ли встречаются такие люди в естественных условиях офиса? Это большой вопрос. Чаще можно наблюдать руководителей, которые любят похвалу, даже незаслуженную, и с удовольствием принимают комплименты подчиненных. Не так важно, искренне или нет сотрудник делает комплимент начальнику, главное то, что восхваление – это форма доминирования человека над человеком, а если подчиненный зависим, значит, им можно управлять.

Но, если выйти из психологических зарослей человеческих взаимоотношений, можно с уверенностью сказать: курить фимиам чрезвычайно полезно для карьеры.

Современная реальность источает фимиам

Люди спрашивают себя о том, каково значение слова «фимиам», потому что интуитивно чувствуют, что реальность напоена, пропитана незаслуженной, показной похвалой. Причем дело касается не только начальников и разного рода руководителей. Сегодня люди в принципе окружили себя идолами – звезды экрана, спортсмены и даже вещи. Человек сейчас находится в страшном и двусмысленном состоянии: с одной стороны, он очень устал от всего шумного круговорота вещей и людей, а с другой стороны, вынужден хвалить внешнюю реальность, потому что так делают все. Вот такая дурная бесконечность и отбирает у человека свободу. В ароматном дыму личность теряет саму себя.

Однако мы отвлеклись. Главное, мы разобрали значение слова «фимиам» и выяснили смысл фразеологизма «курить фимиам». В остальном же остается надеяться на лучшее: когда-нибудь человек проснется, ветер переменится и ценности станут иными.

Что означает выражение «Иерихонская труба»

Иерихон – это город, осаждаемый Иисусом Навиным, описанный в книге Иисуса Навина. Но на самом деле это город, находящийся в северной части Иудейской пустыни в семи километрах от реки Иордан. Смысл, почему Иерихонская труба теперь понятно. И почему никакая другая труба тоже понятно. Далее разберем, почему именно труба

Так вот вернемся в книгу Иисуса Навина и откроем главу шестую. Из нее можно увидеть, что Господь дал подсказку Иисусу Навину, как взять город Иерихон. Подсказка заключается в том, что все способные к войне люди должны были обходить по одному разу в день данный город и делать это в течении шести дней подряд, а семь священников должны идти перед ковчегом и трубить в семь труб юбилейных. После этого, на седьмой день, Иерихон должны были обойти семь раз и также трубить в трубы. А когда затрубит юбилейный рог, то весь народ в один момент должен воскликнуть громким голосом. И после этого должна обрушиться стена Иерихона.

Т.е. Смысл заключается в том, что от сильного голоса народа и труб Иисуса Навина, обрушилась стена Иерихона и люди без препятствий вошли в город.
Поэтому и говорят «орешь, как труба Иерихонская», т.е. разговариваешь или орешь очень громко и сильно.

Может быть и не правильно будет выражение Иерихонские трубы. Ведь они не были изготовлены в Иерихоне, а просто применены в осаде города.

Из этого должно быть понятно, что выражение труба Иерихонская означает не что-то оскорбительное, а наоборот. А если так говорят, то гордитесь своим сильным голосом, способным обрушить стену крепости.

12 крылатых выражений, значение которых известно не всем

12 крылатых выражений, значение которых известно не всем

Крылатые выражения помогают точнее выразить мысль, придают речи более эмоциональную окраску. Они позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить больше эмоций и передать личное отношение к происходящему.

АиФ.ru напоминает значения некоторых русских фразеологизмов.

Тихой сапой

Заимствованное во французский язык, слово превратилось во французское «сап» и получило значение «земляных, окопных и подкопных работ», от этого слова также возникло слово «сапёр».

В русском языке слово «сапа» и выражение «тихая сапа» означало работы, которые ведутся с особой осторожностью, без шума, для того, чтобы подобраться к противнику незаметно, в полной тайне.

После широкого распространения выражение получило значение: осторожно, в глубокой тайне и не спеша (например, «Так он тихой сапой всю еду с кухни перетаскает!»).

Ни зги не видно

Согласно одной из версий, слово «зга» произошло от названия части конской упряжи — колечка в верхней части дуги, в которое просовывали повод, чтобы не болтался. Когда ямщику нужно было распрячь лошадь, и было так темно, что этого колечка (зги) не видно было, говорили, что «ни зги не видать».

Согласно другой версии слово «зга» произошло от древнерусского «сътьга» — «дорога, путь, стезя». В таком случае смысл выражения трактуют — «так темно, что не видно даже дороги, тропы». Сегодня выражение «ни зги не видно», «ни зги не видать» означает «ничего не видно», «непроглядная тьма».

Слепой слепца водит, а оба зги не видят. (посл.)

«Над землёй висит тьма: зги не видно. » (Антон Чехов, «Зеркало»)

Танцевать от печки

Выражение «танцевать от печки» впервые появилось в романе русского писателя XIX века Василия Слепцова «Хороший человек». Книга вышла в 1871 году. В ней есть эпизод, когда главный герой Серёжа Теребенев вспоминает, как его учили танцевать, а требуемые от учителя танцев «па» у него никак не получались. В книге есть фраза:

— Эх, какой ты, брат! — с укором говорит отец. — Ну, ступай опять к печке, начинай сначала.

В русском языке это выражение стали употреблять, говоря о людях, у которых привычка действовать по затверженному сценарию заменяет знания. Человек может выполнить определённые действия только «от печки», с самого начала, с самого простого и привычного действия:

«Когда ему (архитектору) заказывали план, то он обыкновенно чертил сначала зал и гостиницу; как в былое время институтки могли танцевать только от печки, так и его художественная идея могла исходить и развиваться только от зала до гостиной». (Антон Чехов, «Моя жизнь»).

Затрапезный вид

Из затрапеза шили одежду в основном бедные люди, которые не могли купить себе что-то лучшее. И вид у таких бедняков был соответствующий. С тех пор, если человек одет неряшливо, о нём и говорят, что у него затрапезный вид:

«Сенных девушек плохо кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти непрерывной работой». (Михаил Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»)

Точить лясы

Точить лясы означает пустословить, заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка.

Сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Однако умельцев вести такую беседу было немного и со временем выражение стало обозначать пустую болтовню:

«Усядутся, бывало, в кружок, кто на лавке, кто попросту — наземь, каждая с каким-нибудь делом, прялкою, гребнем или коклюшками, и пойдут и пойдут точить лясы да баить про иное, бывалое время». (Дмитрий Григорович, «Деревня»).

Врёт, как сивый мерин

Врать, как сивый мерин, означает говорить небылицы, ничуть не смущаясь. В XIX веке в одном из полков русской армии служил офицер, немец по фамилии фон Сиверс-Меринг. Он любил рассказывать офицерам смешные истории и небылицы. Выражение «врёт, как Сиверс-Меринг», было понятное только его сослуживцам. Однако его стали употреблять по всей России, окончательно забывая об истоках. В народе появились поговорки: «ленив, как сивый мерин», «глуп, как сивый мерин», хотя лошадиная порода к этому никакого отношения не имеет.

Бред сивой кобылы

Также существует версия, что выражение «бред сивой кобылы» пошло от имени одного учёного — Brad Steve Cobile, который как-то написал очень бестолковую статью. Его имя, созвучное со словами «бред сивой кобылы» соотнесли с научной чепухой.

По другой версии, «бред сивой кобылы» — выражение, обозначающие глупое высказывание или мысль; появилось из-за верований славян в то, что сивая лошадь (серая с примесью другого цвета) была самым бестолковым животным. Была примета, согласно которой если приснится сивая кобыла, то наяву сновидца обманут.

Андроны едут

В русском языке эту фразу употребляют в ответ тому, кто говорит неправду, некстати важничает и хвастается о себе. В 1840-х на территории почти всей России андрец (андрон) означало повозку, различного рода телеги.

«А ругать тебе мой дом не приходится! — А я разве ругаю. Перекрестись, Петровнушка, андроны едут! (Павел Зарубин, «Тёмные и светлые стороны русской жизни»)

Бирюком жить

Выражение «бирюком жить» означает быть отшельником и замкнутым человеком. В южных регионах России бирюком называют волка. Волк издавна считался опасным для хозяйства хищным зверем. Крестьяне прекрасно изучили его повадки и привычки и нередко вспоминали их, говоря и о человеке. «Ох, и постарел же ты, братушка! — сожалеюще сказала Дуняшка. — Серый какой-то стал, как бирюк». (Михаил Шолохов, «Тихий Дон»)

В бирюльки играть

Бирюльки — различные маленькие предметы домашнего обихода, которые использовались во время старинной игры. Ее смысл заключался в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальные. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. К началу ХХ века бирюльки стали одной из самых популярных игр в стране и были очень распространены не только у детей, но и у взрослых.

В переносном смысле выражение «играть в бирюльки» означает заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное:

«Ведь я пришел в мастерскую работать, а не сидеть сложа руки да играть в бирюльки». (Михаил Новорусский «Записки шлиссельбуржца»)

Пироги с котятами

На Руси никогда не ели кошек, разве что в сильный голод. При длительных осадах городов их жители, истощив все продуктовые запасы, люди использовали в пищу домашних животных, в последнюю очередь шли именно коты и кошки.

Таким образом, это выражение означает катастрофическое положение дел. Обычно поговорку сокращают и говорят: «Вот такие пироги», другими словами «вот такие дела».

Уйти несолоно хлебавши

На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека по бездорожью, налоги на соль были очень высокими. Приходя в гости, хозяин солил пищу сам, своей рукой. Порой, выражая своё почтение, особо дорогим гостям, он даже пересаливал еду, а тем, кто сидел в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Отсюда и выражение — «уйти несолоно хлебавши»:

«И чем больше она говорила, и чем искреннее улыбалась, тем сильнее становилась во мне уверенность, что я уеду от неё несолоно хлебавши». (Антон Чехов «Огни»)

«Упустила лисица поживу и пошла прочь несолоно хлебавши». (Алексей Толстой «Лиса и петух»)

Шемякин суд

Выражение «шемякин суд» употребляется, когда хотят подчеркнуть несправедливость какого-либо мнения, суждения или оценки. Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным, своим двоюродным братом, за московский престол. Сегодня, когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то».

Коментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *